10 октября11 октября12 октября
История ювелирного искусства насчитывает не одно тысячелетие. Еще в донеолитовую эпоху древний человек использовал примитивные украшения, сделанные из шкур, когтей, костей и прочих доступных ему материалов. Украшения указывали статус члена общины, а также служили напоминанием о его заслугах. Кроме того, считалось, что убив животное вы получаете его способности (вспомните, почему аборигены съели Кука).
Позже человек научился использовать камень для своих целей, и он стал следующим материалом для производства ювелирных изделий того времени, из камня делали амулеты и вырезали фигурки богов. Появляются украшения из камней. Материалами для их производства, как правило, служили цветная галька, кристаллы кварца и различного рода раковины. Далее человек научился отливать металл и использовать его для производства не только оружия, но и украшений. Ценным и уникальным вещам по-прежнему присваивалось культовое значение. Существовали жертвенные ножи и кубки, родовое оружие, передававшееся от отца к сыну, амулеты, талисманы и многие другие оккультные предметы.
Как Вы теперь знаете, современное ювелирное искусство вытекает из грубого оккультизма, со всеми его жертвами, дарами и идолопоклонством. С течением веков оккультические влияния практически сошли на нет, и теперь ювелирные изделия служат скорее мерой достатка и статуса владельца. Кроме того, современные украшения это действительно произведения искусства, хорошо дополняющие внешний вид владельца.
История появления первых украшений в древнем Египте окутана тайной. Исторически в третьем тысячелетии до нашей эры местность эта была преимущественно покрыта водой с остовами и тропической зеленью. Населяли ее примитивные племена сильно отстающие от варваров Европы. Нет никаких достоверных исторических следов развития этой цивилизации на территории современного Египта. Так что, видимо, цивилизация эта туда пришла из другого места (да да, пришельцы и все такое, или может это те, что населяли Атлантиду). Поэтому о появлении и развитии древнего искусства изготовления украшений рассказать практически нечего. Но есть много предметов выполненных уже с применением достаточно развитых технологий.
Итак, ювелирное искусство древнего Египта было развито чрезвычайно высоко для того времени. Технология обработки камня и метала была на высоком уровне, что положительно отражалось на качестве изделий. При раскопках было найдено несколько статуэток богов сработанных из камня и метала возраст которых достигает пяти тысяч лет. Статуэтки изображают богов в виде животных: кошка - богиня Бастет, сокол - бог Гор, шакал - бог Анубис, корова - богиня Хатор, ибис - бог Тот, и конечно же скарабей - Кефер. В качестве материалов, главным образом, использовались золото, лазурит, аметист, бронза, яшма, обсидиан и изумруды.
Украшения сделанные ювелирами древнего Египта отличает высокая точность, несвойственная предметам того времени. Для древнеегипетских мастеров было очень важно, чтобы стеклянное или керамическое изделие внутри было такого же цвета, как и снаружи. Для нас это не имеет никакого значения - какого цвета внутри будет кружка или кувшин, если нам нужна кружка синего цвета, нам достаточно, чтобы она была синей снаружи. Но древние египтяне мыслили по-другому. В работах высокого качества, тех, которые освящались в храмах (ведь в те времена, как и сейчас, были великие мастера и простые ремесленники, создававшие изделия для широкой публики), мы видим, что цвет материала внутри такой же, как и снаружи. В Серапеуме, который находился в Мемфисе, многие саркофаги мумий быков, были сделаны из асуанского гранита. Египтяне преодолели более тысячи километров, чтобы найти определенный тип породы. имея под рукой сколько угодно гипса, эти люди упорно резали диорит. Диорит, камень из западной пустыни, черный с тонкими прожилками, иногда беловатыми, лишь немногим уступает в прочности алмазу. Тем не менее, эти люди резали диорит. Они умудрялись создавать из него канопы - сосуды, куда помещались внутренности умерших, четыре канопы по образу и подобию четырех сыновей Гора. При изучении одного из таких сосудов было определено, что его сверлили инструментом в 3 раза превосходящим по прочности алмаз. Что ж, это одна из многих технических загадок, которые хранит Египет и которые проявляются также и в его ювелирном искусстве - в использовании камня, металлов, разноцветного стекла.
Несмотря на технологическое совершенство и внешнюю привлекательность ювелирных изделий изготовленных в древнем Египте, основное их предназначение было в передаче свойств, приписываемых материалу или форме, владельцу украшения. Египтяне верили в наличие магических свойств у каждого предмета, считали что они могут оградить от злых чар и даже от физических травм. Кроме того, египтяне верили что на теле человека существуют определенные места позволяющие воспринимать силу предмета.
Талисман или ювелирное изделие, которое носили на груди, служило для защиты сердца. Древние египтяне были убеждены в том, что сердце важнее головного мозга, что оно является источником жизни, источником всех вещей. В "Книге Мертвых" (она никогда так не называлась, просто этим текстам дали такое название, поскольку нашли их рядом с мумиями) говорится: "Сердце мое - мать моя, сердце мое - отец мой". Рядом с сердцем носили символ самого сердца или образы, связанные с возрождением, в особенности скарабея. Скарабей был символом жизненной силы, воскрешения, символом движения вперед.
Некоторые драгоценности располагали в середине лба. Эту точку любят называть третьим глазом или глазом Дангма. Древние египтяне отводили важную роль этой точке и по мере возможности стремились закрыть ее символами воли и могущества. Таким символом была, в частности, змея Буто, которую мы называем Урей, если этот символ используется применительно к фараону.
Существовали изделия которые носили на запястьях, плечах и лодыжках. На запястья и на плечи надевали красивые металлические браслеты, в основном украшенные символом Уджат, то есть Оком Гора. Кстати, до сих пор носы некоторых египетских лодок украшает это Око - считается, что оно помогает хорошо видеть.
Нужно отметить что предметы изготавливаемые для живых владельцев несколько отличались от тех что использовались для погребения. Последние как правило имели более простые обрамления. В них зачастую отсутствовали отверстия предназначенные для крепежа изделия к одежде. Само обрамление было менее прочным. Конечно, это коснулось не всех изделий, что были найдены в усыпальницах, но сам факт имеет место. Форма украшений тоже могла немного варьироваться. Например, специальный скарабей-сердце помещался на место сердца умершего, не имел такого отверстия, он просто делался с двумя расправленными крыльями, символизирующими воскрешение, полет. Существовали и специальные погребальные украшения, на мумий надевали различные медальоны, которые, как считалось, защищали их во время путешествия в Аменти. Amen-Ti означает "земля Амона, или Амена". Ti - это магический квадрат, Amen - это бог Амен (Амон), который иногда соединяется с богом Ра в Амон-Ра (изображаясь в виде солнечного диска с крыльями); этот союз мог быть представлен различными божествами и религиозными формами, одновременно он являлся и защитником мумий.
В современном Египте ювелирная отрасль по-прежнему широко развита. В торговых лавках и на рынках продают украшения с изображением фараонов, скарабеев, фигурами Богов и многим другим. Золотые изделия продаются на вес, примерно 100 долларов за грамм. Самым распространенным драгоценным металлом в продаже остается серебро. Оно, как правило, невысокого качества, хотя продавцы зачастую уверяют в обратном. Так что рекомендуем убедиться в наличии пробы на кольце, иначе вместо сплава серебра получите к примеру сплав никеля. Кроме того для изготовления ювелирных украшений из серебра не используются драгоценные камни, во всяком случае вы не встретите такие украшения в обычных лавках. Золото здесь, как правило, 750-й местной пробы (что соответствует 18 каратам), с примесями других благородных металлов, это выше чем стандартная для России 583 проба. Сами украшения чаще всего изготавливаются полукустарным способом, и доля ручной работы здесь велика. Настоящие серебряные украшения, сделанные бедуинами, встречаются редко, обычно вместо них предлагают копии посредственного качества. И все же в каком-нибудь крохотном магазинчике можно обнаружить тяжелое кольцо холхал, которое обычно носят на лодыжке, или домлуг, плоский широкий браслет, на внутренней стороне которого выгравированы магические символы.
В Каире самое интересное место для покупок - старый базар Хан-эль-Халили (Khan-el-Khalili) в центре города. Золотые цепи намотаны на гигантские катушки, золото отпускают метрами и в любом количестве. Большой выбор ювелирных изделий вы можете найти так же в магазинах Луксора.
И все же при всем богатстве выбора, по настоящему хороших вещей на прилавках не много, к тому же имеет место некоторый национализм. К примеру в Дахаре есть магазинчик, с гордой надписью "Золото для египтян" писаное арабской вязью, приобрести там что либо белому человеку маловероятно.
Ну что же, надеемся Вам повезет!